2.1.Введение
Немало спорят о том, какие транспортные технологии
выйдут на первый план в высокоскоростных мультимедийных сетях, например
Internet. И хотя большинство спорящих отдают свои голоса в пользу ATM,
с этой точкой зрения согласны далеко не все. Возможен и другой, альтернативный,
вариант построения транспортных мультимедийных сетей — использование протокола
IP (Internet Protocol) с прямой инкапсуляцией в сети синхронной цифровой
иерархии (SDH).
IP используется вот уже более 15 лет,
в то время как ATM — относительно новый протокол. За время существования
IP Internet из объединенной научной сети разрозненных университетских городков
превратилась в огромную компьютерную сеть, покрывшую всю планету. Постоянно
увеличивающееся число пользователей Internet (сейчас их счет идет на миллионы)
и растущие требования к пропускной способности грозят привести к тому,
что Сеть перестанет справляться с нагрузкой. Новые мультимедийные приложения
выдвигают гораздо более жесткие требования к предоставляемой полосе пропускания,
причем часто в режиме реального времени. Это заставляет пересматривать
сложившиеся подходы к построению инфраструктуры Internet.
Для увеличения пропускной способности
Internet прежде всего необходим высокоскоростной "транспорт". Один из вариантов
— использование популярной технологии ATM. Следует отметить, что в качестве
транспортного протокола ATM вызывает все больше нареканий как у производителей
оборудования, так и у конечных пользователей. Мы постараемся проанализировать
недостатки ATM более подробно и рассмотреть аргументы в пользу другого
способа передачи трафика Internet — прямой инкапсуляции протоколов TCP/IP
в протоколы SONET/SDH.
Асинхронный режим передачи,
ATM, был представлен на суд производителей и провайдеров сетевых услуг
как технология, позволяющая обеспечить необходимую полосу пропускания по
требованию и гарантированное качество обслуживания широкому спектру мультимедийных
приложений, среди которых на первом месте находился Internet. Таким образом,
не самая последняя часть компонентов ATM была ориентирована и разрабатывалась
специально для передачи трафика Internet. Предполагалось, что в ближайшем
будущем Сеть будет в значительной степени состоять из пользователей ATM
и клиентов LANE (LAN Emulation), что обеспечит легкую и естественную миграцию
Internet-приложений в новый транспортный протокол, обещающий безграничные
возможности.
Однако (возможно, из-за
дороговизны новых решений или их неорганичности) этого почему-то не произошло.
Более того, все отчетливее стала проявляться тенденция к усилению влияния
протоколов TCP/IP именно как транспортных протоколов.
Действительно, стек протоколов
TCP/IP давно отработан и испытан, в его создание и отладку вложено немало
средств и сил. Если у протокола IPv4 и есть определенные недостатки, то
готовящаяся к выходу версия IPv6 позволит устранить большинство из них.
Впрочем, существующая версия IPv4 тоже устраивает очень многих и, по мнению
экспертов, в состоянии продержаться еще несколько лет. Изрядное число производителей
рассматривает именно IP как перспективный транспортный протокол для современной
телекоммуникационной инфраструктуры. Так при чем же здесь ATM?
ATM была предложена ITU-T
как базовая технология для широкополосного ISDN (или B-ISDN). Поскольку
B-ISDN предназначен в основном для передачи мультимедийного трафика, ATM
имела все возможности для поддержки такого рода трафика в реальных сетях.
Прошло некоторое время,
и производители телекоммуникационного оборудования обратили на ATM свое
внимание. Был создан ATM Forum, который занялся воплощением новой технологии
в жизнь. При этом задачи, возлагаемые на ATM Forum, состояли в стандартизации
и разработке эффективного наращиваемого протокола, поддерживающего трафик
с диаметрально противоположными характеристиками (мультимедиа), гарантирующего
определенное качество обслуживания (QoS) и поддерживающего многоадресное
вещание. Кроме того, данный протокол должен быть совместимым с существующими
технологиями LAN и WAN.
Следует понять, что технология
ATM приобрела столь широкую популярность именно из-за всеобщей уверенности
в том, что существовавшие на тот момент технологии были не в состоянии
удовлетворить приведенным выше требованиям.
[на главную] вперёд}
{предыдущий раздел}